Такова природа человека: видишь кнопку — надо нажать.
Штампы обладают одним не очень хорошим качеством. Их трудно классифицировать. Поэтому умение их находить (и степень нелюбви к ним) растёт только с опытом чтения и писательства. И как бы это не было неудобно, всё же придётся привести список самых противных, скучнейших, до ужаса надоевших и вызывающих Blue Water штампов.
"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "смущенно покраснеть", "распахнуть ---какие-то там--- глаза", "первые крупные капли дождя", "гулко раздавались шаги", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "в бесплодных попытках", "доблестные стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко/бурно вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "внутри все похолодело/оборвалось", "жаркие объятия", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое ---что-то там---", "походка пантеры/мягкая кошачья походка", "на город опустились сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам", "глаза красные, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще к чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "пышная растительность", "жертва страсти/любви", "ломкая психика", "мрачные глубины", "чуткая душа", "трепетное сердце", "пышное цветение/буйный цвет", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "так хочется тепла и любви", "радушно приняли нас", "боль в душе", "храбро сражаться до самой смерти", "с оглушительным грохотом" ...
Список можно продолжать, это далеко не всё. Очень далеко не всё. Всего лишь несколько примеров.
1. Уметь различать клише и штампы. Клише - это нормально, потому что хоть и используются они часто, но они не теряют своего смысла и оттенка. По сути, это обычные основные слова, только по разным причинам их несколько. А вот штампы - хуже намеренного вредительства, потому что у читателя теряется зрительный образ, "картинка", настолько уже эти выражения затёрты.
2. Не так страшен штамп, как его заметность. Два фактора: основной/второстепенный момент текста и количество штампов на страницу текста. С первым должно быть всё понятно, да и со вторым тоже - чем меньше, тем лучше.
3. Редактирование, редактирование, редактирование написанного! Некоторые советуют написать текст этакой "скорописью", а потом посидеть над ним как следует, заменить надоевшие всем фразы чем-то новым.
4. "Можно-нельзя". Понимание того, где штампы использовать можно, а где нет, приходит с опытом. Выпячу уж наружу кусочек своего опыта: допустимо использовать некоторые штампы в описании "мёртвой" природы, ибо в ней многое повторяется - солнце всегда встаёт на восходе, а заходит на западе, снег и вправду часто выглядит как серебро и искрится, закат или восход "окрашивают" всё в золотистый цвет и т.д. Вообще, если нужно описать какое-то стандартное, универсальное, всеобщее известное всем явление/предмет типа маршрутки или метро, то штамп использовать вполне допустимо. Но никак нельзя "штамповать" людей и персонажей, ибо нехуй потому что, ещё раз напомню: "штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью". Вы хотите, чтобы вашего персонажа воспринимали со стёртой экспрессивностью?
5. Ну, и повторюсь - умение находить штампы (и степень нелюбви к ним) растут только с опытом чтения и писательства.
"Усталые, но довольные", "мороз крепчал", "смущенно покраснеть", "распахнуть ---какие-то там--- глаза", "первые крупные капли дождя", "гулко раздавались шаги", "воцарилась тишина", "непокорные кудри", "ветер шумит в ушах", "туман стелется", "печаль/грусть/тоска в глазах", "колдовское снадобье", "лицо затуманилось/засветилось от счастья", "грани разумного", "праведное негодование", "оскорбленная невинность", "в бесплодных попытках", "доблестные стражи порядка", "усмехнуться в усы", "хитрый прищур глаз", "волосы/кудри разметались во сне", "грудь высоко/бурно вздымалась", "весь затрясся от негодования", "лицо исказилось от ненависти", "наброситься с поздравлениями", "внутри все похолодело/оборвалось", "жаркие объятия", "орлиный взгляд", "ледяной/холодный взгляд", "волевой подбородок", "непокорные вихры", "бездонные глаза", "тоненькая как тростинка", "усталые и добрые глаза", "цвета спелой пшеницы", "васильковые глаза", "с непоколебимой уверенностью", "задорно смеяться", "скрипеть зубами от досады", "вскочил, готовый к действиям", "непроглядная/кромешная тьма", "досадливо отмахнуться", "хрупкое белокурое ---что-то там---", "походка пантеры/мягкая кошачья походка", "на город опустились сумерки", "скупая мужская слеза", "нежный девичий взгляд", "весело щебетать", "как-то по-особенному взглянуть", "оставить после себя смутное ощущение чего-то радостного", "в воздухе пахло весной", "волосы рассыпались по ее плечам", "глаза красные, как угли", "сгорать от страсти", "прильнуть к губам (или еще к чему...)", "серебрится снег/лунный свет", "пышная растительность", "жертва страсти/любви", "ломкая психика", "мрачные глубины", "чуткая душа", "трепетное сердце", "пышное цветение/буйный цвет", "свет души", "чешуя как золото/медь", "мраморная кожа", "глаза как алмазы", "встал со скрипучего стула", "подошел к распахнутому окну", "скудный ужин", "наивное дитя", "благородный воин", "краснеть от едва сдерживаемой ярости", "упасть в объятия", "так хочется тепла и любви", "радушно приняли нас", "боль в душе", "храбро сражаться до самой смерти", "с оглушительным грохотом" ...
Список можно продолжать, это далеко не всё. Очень далеко не всё. Всего лишь несколько примеров.
1. Уметь различать клише и штампы. Клише - это нормально, потому что хоть и используются они часто, но они не теряют своего смысла и оттенка. По сути, это обычные основные слова, только по разным причинам их несколько. А вот штампы - хуже намеренного вредительства, потому что у читателя теряется зрительный образ, "картинка", настолько уже эти выражения затёрты.
2. Не так страшен штамп, как его заметность. Два фактора: основной/второстепенный момент текста и количество штампов на страницу текста. С первым должно быть всё понятно, да и со вторым тоже - чем меньше, тем лучше.
3. Редактирование, редактирование, редактирование написанного! Некоторые советуют написать текст этакой "скорописью", а потом посидеть над ним как следует, заменить надоевшие всем фразы чем-то новым.
4. "Можно-нельзя". Понимание того, где штампы использовать можно, а где нет, приходит с опытом. Выпячу уж наружу кусочек своего опыта: допустимо использовать некоторые штампы в описании "мёртвой" природы, ибо в ней многое повторяется - солнце всегда встаёт на восходе, а заходит на западе, снег и вправду часто выглядит как серебро и искрится, закат или восход "окрашивают" всё в золотистый цвет и т.д. Вообще, если нужно описать какое-то стандартное, универсальное, всеобщее известное всем явление/предмет типа маршрутки или метро, то штамп использовать вполне допустимо. Но никак нельзя "штамповать" людей и персонажей, ибо нехуй потому что, ещё раз напомню: "штампы - это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью". Вы хотите, чтобы вашего персонажа воспринимали со стёртой экспрессивностью?

5. Ну, и повторюсь - умение находить штампы (и степень нелюбви к ним) растут только с опытом чтения и писательства.
действительно. Это жуть какая-то разве можно все запомнить.
наверное кому-то это даётся свыше, и ему особо не надо задумываться о подобных вещах, хотя даже если свыше, всё равно это труд.
мне кажется даже самый гениальный человек все это запомнить не сможет.
"подошел к распахнутому окну",
никогда бы не подумала, что это шаблон. А "остановился у раскрытого окна" тоже шаблон. Думаю все эти перечисленные словосочетания легко можно переделать не теряя смысла.
"хитрый прищур глаз"
а что делать, если Фостер часто хитро щурится.
просто всё наверное ещё зависит от ситуации, сопутствующего текста, где-то будет шаблоном и тут же бросится в глаза, а где-то совершенно нет.
думаю можно и с шаблонами, когда интересно и хорошо написано такие мелочи пролетают мимо. Воспринимают как само собой разумеющее, а во в кривом тексте все будет глаз цеплять.
абсолютно с тобой согласна.
так что пусть с ними. В жизни все пригодится))